МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение

Развитие речи у ребенка. Как помочь своему ребенку овладеть речью?

Рубрика: Упражнения для голоса

Правильное формирование речи — непременное условие нормального психического развития ребенка. Если задать родителя» вопрос: «Чем малыш больше всего порадовал вас в конце первого года жизни?», то получим почти один ответ: «Первым словом». Действительно, первое осмысленное слово, произнесенное ребенком, свидетельствует о качественном скачке в его развитии. Общение при помощи речи никому из живых существ, кроме человека, не свойственно, способность к речи неразрывно связана с человечес­ким мышлением.

Но речь — это не врожденное качество. Области мозга, кото­рые «отвечают» за речь, начинают активно работать лишь после рождения, причем самая главная роль в их развитии принадлежит взрослому, постоянно общающемуся с маленьким человеком. Если речь малыша развивается своевременно и правильно, то к концу! третьего года жизни он свободно разговаривает, правильно произ­носит все звуки, употребляет простые грамматические формы. Ре­чевое развитие способствует и умственному: малыш более общи­телен, он сознательнее воспринимает окружающий его мир, быстрее понимает происходящие явления. Естественно, такому ребенку будет легче учиться в школе.

Как могут родители помочь своему ребенку овладеть речью? Давайте понаблюдаем, каким образом дети первого года жиз­ни выражают свои желания и заявляют о своих потребностях, пока они еще не произносят слов. Ну, конечно, криком. Хочется есть— кричит, хочется на руки — кричит, холодно — также кричит, мок­ро — опять крик. И мама ласково приговаривает: «Ну, не плачь, маленький…»

Это речевое общение: маленький человек закричал, а взрослый ему ответил, сначала словом, а потом конкретным действием. Зна­чит, взрослый понял, что хотел «сказать» ребенок.

Конечно, до настоящего разговора еще далеко, но ведь крик — это голосовая реакция, в которой участвуют те же органы, что и в образовании речи: голосовые связки, язык, мышцы щек и губ, так называемые органы артикуляции. Крик малыша — единствен­ный доступный ему (до определенного возраста) способ сообщения о своих потребностях и возможность упражнения органов артикуля­ции. Когда он кричит, то сообщает о своих потребностях голосом. Взрослый, удовлетворяя эти потребности, должен ответить ему не только действием, но и поговорить с ним. Так активизируется деятельность мозга малыша.

Когда происходит общение с ребенком, в комнате должно быть тихо, радио и телевизор выключены. В различных звуках окружаю­щего мира маленькому человеку нужно научиться различать звуки речи. Обязательно также, чтобы при этом ребенок видел лицо взрос­лого, движение губ, ведь он учится быть человеком, ему надо ус­воить, что те звуки, которые произносит взрослый, совсем особые. При правильном воспитании к 3 месяцам он начинает отличать речь от других звуков, прислушивается к разговорам, и можно увидеть, Как у него складываются губки при попытке подражать. В это время у ребенка, кроме крика, развиваются и более сложные голосовые реакции. Он начинает произносить протяжно гласные — гулит. Эти звуки свидетельствуют о том, что малышу хорошо: ОН накормлен, выспался, сухой.

Не следует оставлять гуление малыша без ответа. Надо поддер­живать общение, дать ребенку время самому произнести звук, а затем повторить его чисто и отчетливо. Ребенок слышит свой го­лос и взрослого, начинает более правильно произносить звуки. Все остальные действия с ребенком также следует сопровож­дать словами, особое внимание уделяя интонации спокойной, радост­ной или просящей. Тогда в возрасте от 3 до 5—6 месяцев ребенок долго, отчетливо и выразительно гулит.

Малыш растет, за гулением появляется лепет, т. е. к гласным зву­кам присоединяются согласные. Первые согласные в лепете возни­кают при смыкании губ — это «ма», «па», «та», «ба». Так же как и при гулении, надо вместе «лепетать» с ребенком, тогда он быстрее научится отчетливо произносить звуки.

Во втором полугодии первого года жизни малыш еще лучше ов­ладевает интонацией и с помощью ее «сообщает», что ему нужно. Звуки могут быть одинаковые: «ма-ма» или «ба-ба», но произнесены с разной интонацией — то радостной, то спокойной, то выражающей недовольство. В этом возрасте интонационная сторона речи разве­вается наиболее активно, поэтому требуется еще большее внимание взрослого на собственные четкие, ясные интонации. Маленький че­ловек должен слышать и связную речь, ведь ребенок, прежде чем заговорить, учится понимать взрослых. Обязательно связывать все обычные действия с ребенком со словами, которые относятся к этому действию. Например, при кормлении приговаривать: «Открой ротик, будем кушать кашку»; одевая малыша, следует объяснять: «Ша­почку наденем, завяжем ленточки». Не надо в это время отвлекать его вниманием на разговоры с другими детьми, говорить слишком быстро; следует отчетливо произносить слова, чтобы ребенок связал действия и предметы с этими словами.

Очень хорошо показывать малышу предметы и называть их. «Вот часики»,— говорит взрослый. И маленький человек поворачи­вает головку к будильнику. «Где наш мишка?» И малыш ищет взглядом игрушку, если раньше ему не раз давали ее поиграть; повторять .«Ах, какой хороший мишка!»

Почему первым у ребенка обычно бывает слово «мама»? Да ведь как раз это слово чаще всего произносится при разговоре с ребенком. Мама даст, мама возьмет на ручки, иди к маме… Слово «мама» ребенок слышит, мама все делает, поэтому образ и действия матери закрепляют это слово в пробуждающемся сознании ребенка, придают ему смысл.

К концу года ребенок довольно много понимает и говорит несколько осмысленных слов, хотя правильно произнести их маленькому человеку еще очень трудно, это дается многократными yпражнениями. Наиболее отчетливо произносят годовалые дети слова, в основе которых лежат звуки гуления и лепета, т. е. в произ­несении которых ребенок упражнялся целый год. Сначала он лепетал «ма-ма-ма», а потом отчетливо произнес слово, это слово — «ма­ма», лепетал «па-па-па», а затем сказал «папа». Напрасно обижаются некоторые отцы, что сын или дочка начинает произносить прежде «Ma ма». Если в ежедневном разговоре малышу часто говорили: «Папа пришел. Папа сейчас возьмет на ручки», то весьма вероятно, что он скажет вначале «папа», а потом «мама».

Ну, а как же с более сложными словами? Бывает по-разному. Чаще всего дети выделяют тот слог, который находится под ударе­нием,— они его обычно более отчетливо слышат и вместо «молоко» говорят, например, одни — «мо», другие — «ко». Важно знать, что оба эти слога у начинающих говорить детей означают «молоко». Чтобы малыш поскорее начал правильно произносить слова, ни­когда не надо с ним «сюсюкать». Если он скажет «мо», то сле­дует ответить: «Сейчас будем пить молоко». А если восхищаться его: «детским» произношением и укорачивать слово так же, как ребенок, это замедляет процесс формирования у ребенка правильного произ­ношения. И еще следует предупредить родителей: не надо много го­ворить с ребенком перед сном, когда он утомлен. Речевое общение — это большая нагрузка для малыша. Поэтому лучше всего учить его говорить, вызывать ответные голосовые реакции, называть и пока­зывать ему предметы в утренние часы, после сна, когда малыш сыт, активен, в хорошем настроении.

На втором году жизни внимание к развитию речи ребенка не должно ослабевать. В первом полугодии второго года жизни наи­более бурно развивается понимание речи и совершенствуется рече­вой слух. Ребенок понимает обращенную к нему связную речь, по слову выполняет простые поручения, замечает, когда взрослый умыш­ленно «коверкает» слова, подделываясь под речь ребенка. Во втором полугодии второго года жизни происходит скачок в развитии актив­ной речи — в 1 год 6 месяцев малыш пытается связать два слова в фразу («мама, дай»), в 1 год 8 месяцев появляются формы мно­жественного числа, к 2 годам словарь насчитывает до 300 слов. Имена существительные составляют около 63%, глаголы —23%, другие части речи —14%. Союзов нет. От 1 года 6 месяцев до 2 лет проходит первый период вопросов: что это?

На третьем году жизни отрабатывается правильное произно­шение речевых звуков, усваиваются первые грамматические формы, появляются многословные фразы, придаточные предложения. К кон­цу третьего года жизни употребляются соединительные союзы и местоимения. Основное формирование речевой системы закан­чивается. Речь продолжает совершенствоваться на четвертом и пя­том году жизни, когда .добавляются длинные фразы, монологи, ус­ловная форма придаточных предложений, вопросы со словом «по­чему?». Речь становится привычным способом общения, разви­вается словесное мышление. На этой основе возможно овладение чтением и письмом задержка в речевом развитии ребенка может возникнуть в первую очередь из-за неправильных воспитательных воздействий взрослых в течение подготовительного периода (невнимание к слуховому сосредоточению ребенка, интонационной выразительности речи, недостаточное внимание к подражанию речевым звукам взрослого, несвоевременная выработка смысловых связей между словом и предметом). На втором году жизни развитие понимания речи может пи п. задержано из-за недостаточного речевого общения с ребенком, активная речь может задержаться в формировании, если взрос­лый не вызывает ребенка на активный речевой контакт. Эти формы задержки, связанные с так называемой педагогической запущен­ностью, могут быть ликвидированы с помощью целенаправленных мероприятий, но надо получить своевременную консультацию педа­гога или логопеда. Кроме того, встречаются речевые расстройства, которые можно разделить на четыре основные группы: нарушение звукопроизношения; нарушение ритма и темпа речи; расстройство речи, связанное с нарушениями слуха; недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся. Эти речевые расстройства чаще возникают в ре­зультате неблагополучного развития плода в течение беременности, осложнений в родах, различных заболеваний новорожденного. Такие дети нуждаются в специальных воздействиях логопеда или психо­невролога.






загрузка...

Comments are closed.